ПОЧЕМУ БЕЗ ПРИМИРЕНИЯ НЕЛЬЗЯ
ПРИЧАЩАТЬСЯ?
«Итак, если ты принесешь дар твой к
жертвеннику и там вспомнишь, что брат
твой имеет что-нибудь против тебя, оставь
там дар твой пред жертвенником, и пойди,
прежде примирись с братом твоим, и тогда
приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), –
говорит нам слово Божие. Смертно согрешает
тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце
злобу, вражду, ненависть, непрощенные
обиды. О том, в какое ужасное греховное
состояние могут впасть люди, приступающие
к причащению в состоянии гнева и
непримирения, рассказывает Киево-
Печерский патерик. «Были два брата по духу
– диакон Евагрий и священник Тит. И имели
они друг к другу любовь великую и
нелицемерную, так что все дивились их
единодушию и безмерной любви.
Ненавидящий же добро диавол, который
всегда ходит, “как рыкающий лев, ища кого
поглотить” (1 Петр. 5: 8), возбудил между
ними вражду. И такую ненависть вложил он
в них, что они уклонялись друг от друга, не
хотел один другого видеть в лицо. Много раз
братия молили их примириться между собой,
но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с
кадилом, Евагрий отбегал от фимиама;
когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил
мимо него, не покадив. И так пробыли они
много времени в греховном мраке,
приступали к святым тайнам: Тит, не прося
прощения, а Евагрий, гневаясь, – до того
вооружил их враг. Однажды Тит сильно
разболелся и, будучи уже при смерти, стал
горевать о своем прегрешении и послал к
диакону с мольбой: “Прости меня, ради Бога,
брат мой, что я напрасно гневался на тебя”.
Евагрий же отвечал жестокими словами и
проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает,
насильно привели Евагрия, чтобы помирить
его с братом. Увидев его, больной
приподнялся немного, пал ниц к его ногам и
сказал: “Прости и благослови меня, отец мой!”
Он же, немилостивый и лютый, отказался
простить в присутствии всех, говоря:
“Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке,
ни в будущем”. И вдруг Евагрий вырвался из
рук старцев и упал. Его хотели поднять, но
увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни
руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно
умершего. Больной же тотчас встал, как бы
никогда и не был болен. И ужаснулись все
внезапной смерти одного и скорому
выздоровлению другого. Со многим плачем
погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и
оставались открытыми, а руки растянутыми.
Тогда старцы спросили Тита: “Что все это
значит?” И он рассказал: “Видел я ангелов,
отступавших от меня и плачущих о моей
душе, и бесов, радующихся моему гневу. И
тогда начал я молить брата, чтобы он
простил меня. Когда же вы привели его ко
мне, я увидел ангела немилостивого,
держащего пламенное копье, и когда
Евагрий не простил меня, он ударил его и тот
упал мертвый. Мне же ангел подал руку и
поднял меня”. Услышав это, убоялись братия
Бога, сказавшего: “Прощайте, и прощены
будете” (Лк. 6: 37)» Готовясь к причащению
святых тайн нужно (если только есть такая
возможность) попросить прощения у всех,
кого мы вольно или невольно обидели и
самим всех простить. Если не представляется
возможным сделать это лично, нужно
примириться с ближними хотя бы в своем
сердце. Конечно, это бывает не просто – все
мы люди гордые, обидчивые (кстати,
обидчивость всегда проистекает от
самолюбия). Но как мы можем просить у Бога
прощения своих грехов, рассчитывать на
отпущение их, если сами не прощаем наших
обидчиков. Незадолго до причащения
верующих на Божественной литургии поется
молитва Господня – «Отче наш». Как
напоминание нам, что Бог только тогда
«оставит (простит) нам долги (грехи) наши»,
когда и мы оставим «должником нашим».
о. Павел Гумеров